Глухова Л.В., Ялышева В.В.

РОЛЬ ПУБЛИЧНЫХ БИБЛИОТЕК РОССИИ
В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ЗАПРОСОВ
УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ

Прогресс современного общества невозможен без наличия хорошей системы образования, ее полноценного функционирования и развития. Происходящие в России социально-экономические преобразования коренным образом сказались и на сфере образования. Значительному обесцениванию подверглись сегодня многие достижения советской образовательной системы, однако по качеству образования Россия все еще находится в числе передовых стран.

В процессе реформирования данной сферы наряду с государственной бесплатной была введена платная система обучения, возникли альтернативные формы обучения, широкое распространение получила частная деятельность в сфере образовательных услуг и т.д.

Несмотря на все трудности, с которыми столкнулась сегодня система образования, для определенной части молодежи образование продолжает оставаться одной из приоритетных ценностей, причем на первое место выходит его качество. Многие молодые люди считают, что для того чтобы преуспеть в жизни, необходимо хорошее образование. И здесь неоценима помощь публичных библиотек, которые всегда уделяли много внимания работе с учащейся молодежью. Это особенно видно на примере публичных библиотек небольших провинциальных городов России. Там чаще всего библиотека является единственным местом получения необходимой литературы и информации.

По данным исследования РНБ ”Чтение в библиотеках России", которое с 1995 г. проводится в 60-ти публичных библиотеках малых и средних городов России, самой многочисленной читательской группой является молодежь (50­60% от всего читательского состава).
В 90-е гг. в библиотечном чтении учащейся молодежи абсолютно преобладает прагматическое, деловое чтение. Интересы учащихся охватывают широкий круг проблем. В их чтении встречаются учебная, справочная, специальная литература, зарубежная и отечественная художественная литература, в основном по учебным программам.

Появление новых типов учебных заведений, авторских программ привели к качественному изменению учебных планов и, как следствие, к изменению спроса учащейся молодежи в библиотеках. Особенно это сказалось на преподавании гуманитарных дисциплин: литературе, истории и т.д. Заметно расширился круг изучаемых авторов и произведений, увеличился спрос на дополнительную литературу.

Сегодня одним из важнейших противоречий в деятельности публичных библиотек является несоответствие между ростом усложнившихся и изменившихся запросов учащихся и существующими возможностями комплектования фондов. Наше исследование показывает, что публичные библиотеки провинциальной России пытаются  комплектовать свои фонды с учетом вновь возникающих учебных заведений и соответственно новых потребностей учащихся.

Одной из проблем современного библиотечного обслуживания стало резкое преобладание тематических запросов над конкретными в прагматическом чтении. Если раньше молодежь приходила в библиотеки с конкретными запросами по учебным программам, то сегодня преобладают тематические запросы, которые библиотеки не всегда в состоянии удовлетворить, а библиотекари в определенной степени выполняют функции педагогов, самостоятельно подбирая литературу по заданной теме.

Рассматриваемое противоречие проявляется и в том, что возросшие запросы на дополнительную литературу многие библиотеки в большинстве случаев могут удовлетворить лишь довольно устаревшими изданиями 70­80-х гг.

Сейчас без хорошо укомплектованных библиотечных фондов учащимся сложно продолжать образование. Им необходима современная учебная литература, словари, справочники, энциклопедии, которые сегодня издаются малыми тиражами, дорого стоят, и потому многие учащиеся могут получить их только в библиотеках.

Hosted by uCoz